В работе Дениса Петруленкова «Консерваторы» сквозь бытовой сюжет преднамеренно и открыто проступают архетипические черты. В квадратном обрамлении картины за квадратной плоскостью стола квадратные мужчины сосредоточенно смотрят на круглый (цилиндрический) предмет. Очевидно, что художник предлагает читать бытовую составляющую сюжета в этом эмблематическом соотношении, заранее предлагая соответствующие ключи. «Консерватизм» смотрящих обусловлен их «квадратностью» по отношению к «круглости» центрального образа, который, как и всякий круг в сакральной геометрии выражает совершенство и полноту. Их «квадратность» носит прикладной характер по отношению к «круглости» образа, сквозь который и происходит идентификация их самих по «консервативному» принципу. Но в дело вмешиваются детали. Архетипическая полнота картины уничтожается непосредственно бытовой буквальностью центрального образа. Роль круга на себя берет банка супа, резко выделяя иронический элемент. Архетипические пропорции расползаются. В архетипическом смысле круглое должно было быть заведомо выше квадратного. Без какой-либо иронии, конечно. Мы подразумеваем, что и здесь ситуация обстоит точно также, что семантический образ круглой банки супа выше по онтологическому статусу квадратных людей. К этому нас принуждает именно метасемантический уровень соотношений «квадратное-круглое», но второстепенный, дополнительный семантический слой «круглое – банка супа, квадратное - люди» разрушает эту эмблематическую симметрию. Люди второстепенны по отношению к банке супа и тут всплывает дополнительный уровень – это не какой-то абстрактный суп, но постмодернисткая классика – суп Кэмпбелл. Т.е. люди второстепенны по отношению уже не к самой банке супа, а к её образу, а если шире – к постмодернистскому произведению искусства, и даже его дубликату. Но «второстепенны» - здесь лишь объяснительный ход. Не второстепенны, а идентифицированы этим образом, вызваны им к жизни, поставлены ему на службу. Поэтому «Консерваторы». Если бы «круглое» было по-настоящему круглым, то «квадратное» было бы квадратным, но в данном случае «квадратность» искажена «круглостью». Т.е. за квадратными людьми тоже кроется какая-то подмена. Мы её не видим, но знаем, что она есть.
( Cogito - Денис Кузьмин)