Владимир Семёнович Захаркин. Живопись

С 15 по 27 октября 2018 года в выставочных залах Галереи живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, 20 состоится ретроспективная выставка художника-станковиста, преимущественно в бытовом и историческом жанре, Владимира Семёновича Захаркина.

Владимир Захаркин относится к поколению, которое принято считать шестидесятниками. Творчество художников этого времени, получив серьёзное профессиональное образование, оказалось на переломе сильного влияния традиционной школы живописи с одной стороны и нового нарождающегося направления, которое называют суровым стилем. Молодым художникам открылась возможность мыслить самостоятельно тематически и пластически.

Владимир Захаркин один из участников этого процесса. Он родился в Рязанской области в 1923 году. С 1939 года по 1944 год учился в Московской средней художественной школе. Был одним из первых её учеников, которая была создана по инициативе известных деятелей русской культуры: И.Э. Грабаря, П.П. Кончаловского, Д.С. Моора, С.В. Герасимова, К.Ф. Юона и других.

После окончания школы в 1944 году Владимир Семёнович поступил в Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где учился в мастерских А.А. Осмеркина, Ю.П. Кугача, П.И. Котова. Защитил диплом с отличием у профессора живописи П.И Котова в 1950 году.

А уже через год он вступил в Союз художников СССР. Получив прекрасное базовое образование, он активно включился в творческую деятельность, совмещая её с преподаванием в школе, которую сам окончил. В МСХШ он преподавал с 1950 по 1953 гг.

За период работы живописцем он стал заметным художником. Приоритетом в работе стали произведения на бытовые и исторические темы, отмеченные многочисленными наградами, премиями и почётными дипломами. Гражданская война, раскулачивание, Ленинская тематика, колхозы – самые распространённые и востребованные картины советской действительности не прошли стороной ни одного художника, чьё творчество пришлось на 1950-1960-е годы. Владимир Захаркин, с присущим его поколению азартом, искренне включился в процесс идеологии и пропаганды советского образа жизни.

Одним из самых интересных периодов деятельности художника – серия работ по целине. Может быть по тому, что сделано много рисунков и этюдов с натуры, непосредственной среды, такой питательной для художника. И почти в каждом холсте внимательное отношение к людям – к «людям трудового фронта», как тогда говорили про целинников. Их самоотверженный труд в экстремальных условиях достоин уважения, и художник проникся этим чувством к молодёжи, приехавшей осваивать целинные земли по комсомольским путёвкам, не имея нормального жилья и продовольствия. Полотна Владимира Захаркина всегда правдивы и избирательны. Он находит нужное состояние, нужный ракурс, чтобы подчеркнуть настроение и своё отношению к теме. Раннее утро, уходящее солнце, грозовое небо – всё это компоненты, создающие атмосферу романтики и оптимизма. Все проблемы целинников, битва за урожай в тяжёлых условиях, остаются за кадром.

Довольно свободно владея композицией и живописной пластикой Владимир Семёнович пишет психологические портреты, пространственные пейзажи средней полосы России, Урал, море.

Произведения В.С. Захаркина находятся в российских и зарубежных художественных музеях (Барнаула, Чебоксар, Таганрога, Ростова-на-Дону, Ярославля, Краснодара), а также в галереях, частных собраниях и коллекциях.

/Юрий Попков/