Владислав Фёдоров. Живописец

С 12 по 24 ноября 2018 года в выставочных залах Галереи живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, 20 состоится ретроспективная выставка произведений 1940-х – 1990-х годов Владислава Георгиевича Фёдорова. 

Памяти Владислава Георгиевича Федорова

 «В искусстве должно быть Что, Как и Нечто»

Владислав Федоров

Организаторы: МСХ, Товарищество живописцев МСХ, Российская академия художеств, галерея «Вересов»

Куратор выставки — академик РАХ Мария Федорова

Владислав Георгиевич Фёдоров (1924–1989) – член Товарищества художников с 1950 года, член Московского Союза художников с 1954 года, член Союза художников СССР с 1956 года, с момента его создания. Участник Великой Отечественной Войны. Произведения В.Г. Фёдорова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Тульском областном художественном музее, многих музеях России и бывшего СССР, частных коллекциях в России и за рубежом.

На выставке представлены живописные работы Владислава Фёдорова в разных жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт, картина. В экпозиции – эскизы и этюды к его известным жанровым картинам «Первенец» (1950), «В саду» (1957), «Концерт» (1971), «Купальщицы» (1980-е). Много лет художник работал над представленными на выставке: программным полотном «Стадо» (1970-е), пейзажами-картинами «Мирное небо», «Захолодало», «Утро». Экспонируются работы 1940-х годов – периода учёбы в Московской средней художественной школе (МСХШ), 1950-х годов – периода учёбы в Московском государственном художественном институте (МГХИ) им. Сурикова, пленэрной практики в Крыму. После окончания института Фёдоров работал как художник-маринист на Чёрном и Азовском морях, написал серии пейзажей в Крыму и на Валааме. Но больше всего пейзажных работ написано им в селе Протасово Тульской области. В них художник создал эпический образ русской природы. Пейзаж «Захолодало» – одна из самых известных и характерных работ живописца: по цвету, изысканному и благородному, тонкому колориту, композиции, по его широкой, свободной манере пастозного письма, культуре живописи. А главное – по ощущению России, родины, которую он глубоко и прочувствованно любил.

Многие работы представлены впервые, в том числе портрет художника-педагога Сергея Николаевича Костина, написанный Фёдоровым в середине 1950-х годов.

В эпиграфе выставки – мысль художника о том, что в картине, помимо сюжета и его исполнения, должно быть то неуловимое, то живое – дыхание, одухотворённость, что делает её произведением искусства. В работах Владислава Фёдорова это есть.

Владислав Георгиевич Фёдоров – крупный мастер московской школы живописи, представитель лирического направления в искусстве. Глубокое творческое осмысление действительности, артистизм, экспрессивность – основа его искусства. Фёдоров творчески воспринял живопись К.А. Коровина, французских импрессионистов и постимпрессионистов и создал яркий самобытный пластический язык. Его поколению посчастливилось: юные художники учились живописи и на примерах шедевров русского искусства в Государственной Третьяковской галерее, и на примерах шедевров в Музее Нового Западного искусства, тогда ещё открытом. В 1947-1948 годах Фёдоров выезжал на практику в Крым, в легендарное местечко Козы, куда приезжали И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, где ставили постановки и писали рядом со студентами И.И. Чекмазов, В.В. Фаворская, Н.Х. Максимов, В.В. Почиталов. И в Московской средней художественной школе, где Владислав учился с момента её основания в 1939 году, и в Суриковском институте, Владислав был одним из лучших учеников В.В. Почиталова. В 1950 году Фёдоров окончил МГХИ им. В.И. Сурикова по мастерской С.В. Герасимова, куда был строгий отбор. Дипломная работа «Первенец» (руководитель С.В. Герасимов, рецензент М.В. Алпатов) на многие годы определила главную жанровую тему его творчества – «Материнство».

Независимость и последовательность сделали Фёдорова продолжателем искусства начала ХХ века, когда существовала полная свобода тем и направлений. Творческий метод Владислава Фёдорова сформировался на основе близкого творческого общения с педагогами В.В. Почиталовым, Н.Х. Максимовым, С.Н. Костиным – бывшими членами обществ «ОМХ», «Маковец», «АХР», «ОСТ», «Изобригада», «ОБМОХУ».

Владислав Фёдоров – поэт и философ в живописи. Для него было важно найти пластическое выражение образа, глубину и выразительность. Живопись Фёдорова высоко ценили его современники – учителя и товарищи, о нём как о выдающемся колористе и мастере живописи писали искусствоведы Станислав Иваницкий, Андрей Толстой, Нина Лаврищева, художники Иван Сорокин, Алексей Ткачёв, Павел Никонов, Владимир Дорофеев. Сегодня работы Владислава Фёдорова стали классикой, они современны благодаря творческой смелости и высокому художественному уровню живописи.

/Куратор выставки - академик РАХ Мария Фёдорова/

«Красота такая, как будто всё сделано из драгоценностей. Серый день – серебро, а в солнце – расплавленная платина. Эту тонкость и красоту открытой краской не возьмёшь».
Из письма Владислава Фёдорова домой из села Протасова

«Владислав Фёдоров – один из ярких представителей московской живописной школы. Он писал пейзажи, натюрморты, в его наследии немало сюжетных картин. Все их характеризует особый артистизм, экспрессия, философское осмысление окружающего мира».
Андрей Толстой

«О таких мастерах говорят: живописец милостью свыше… Гладкописи он предпочитал сочный, выразительный по фактуре мазок, а светотени академического толка – импрессионистическую цветопись… Фёдорову удалось в полной мере реализовать отпущенный ему дар улавливать и воссоздавать тонкие состояния в душевном мире человека, в затаённо пульсирующей жизни природы, в одухотворённом бытии предметов из натюрмортных постановок».
Станислав Иваницкий