Персональная выставка художника Михаила Ивановича Курилко

Михаил Иванович КУРИЛКО (1880-1969)

 

         Первая персональная выставка замечательного русского художника Михаила Ивановича Курилко – живописца, архитектора, виртуозного мастера станковой графики, отмеченного богатой фантазией театрального художника, оформлявшего драматические и оперные спектакли в театрах Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.

         На выставке впервые показаны произведения М.И. Курилко из семьи художника, которые демонстрируют направления его деятельности и охватывают большой отрезок творческого пути мастера от 1910-х до конца 1940-х годов. Это ранние офорты 1910-х годов, которые возвели молодого автора на пьедестал успеха в профессиональной среде, драгоценные по своей оригинальной технике работы на пергаменте начала 1920-х годов, живые и эмоциональные рисунки костюмов и декораций для спектаклей «Саломея», «Король забавляется», «Красный мак», «Хованщина», «Дума про Опанаса», «Вражья сила», «Каменный цветок», «Аида».

         Авторские работы подкреплены рядом редких исторических документов также из архива семьи. Они придают зрительному ряду особую значительность и устанавливают связь времен, показывают укорененность этого семейства в истории страны.

         Присутствие документов органично творчеству Курилко, так как он сам любил достоверные детали истории и отражал их в своих работах. Как философ-наблюдатель драматических событий времени, на которое пришлась жизнь М.И. Курилко, он нашел собственный язык форм для своих пронзительных метафорических художественных свидетельств. В его творческом методе сочеталось высокое знание искусства разных эпох, с которыми он находился в постоянном диалоге при обращении к театральным постановкам, и чувство современности. Именно оно позволило ему создать первый советский балет на новую тему – «Красный мак». Это произошло в 1927 году в самом традиционном театре страны – в Большом театре.

         Новаторское представление об архитектуре здания театра он реализовал, приняв участие в проектировании театра в Новосибирске. Его убедительные монументально-декоративные решения появились в 1938 году в самом знаковом для эпохи экспозиционном комплексе – на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. 

         По представленным работам мы можем проследить стилистическую эволюцию художника и увидеть эволюции определенной линии русского изобразительного искусства. Эта линия восходила в 1910-е годы к традиции романтизма и символизма, в начале 1920-х годов переживала стадию фантастического реализма, а в 1930-х годах развивалась параллельно с общеевропейской тенденцией романтического реализма, наполненного так называемым «светом тридцатых». Мировоззрение М.И. Курилко определялось кругом художников, с которыми он выставлялся на значительных выставках своего времени. Это Первая Государственная свободная выставка произведений искусств 1919 года в Петрограде, выставка конкурса на тему «Великая Русская Революция» 1919 года в залах Академии художеств, Первая выставка картин Общины художников 1921 в Петрограде (вместе с О. Бразом, И. Бродским, В. Воиновым, К. Горбатовым, С. Коненковым, Б. Кустодиевым, Д. Митрохиным, С. Чехониным и др.), выставка живописи и скульптуры в саду Народного дома в 1922 году (вместе с А. Гаушем, П. Наумовым, А. Рыловым, П. Филоновым, Р. Френцем и др.), Международная книжная выставка 1922 года во Флоренции (среди участников Ю. Анненков, А. Бенуа, М. Бобышов, М. Добужинский, В. Конашевич, В. Лебедев, А. Остроумова-Лебедева, В. Ходасевич), знаменитая выставка картин петроградских художников всех направлений (1919-1923) в 1923 в Петрограде, выставка картин объединения художников-реалистов (ОХР) в Москве в 1927 году, выставка «Московские театры Октябрьского десятилетия (1917-1927) в 1928 году в Москве, выставка картин Общества им. А.И. Куинджи в Ленинграде в 1930 году и многие другие. 

         После революции в 1919 году Курилко сотрудничал с В. Татлиным и другими мастерами левых направлений в качестве члена московской Коллегии ИЗО Наркомпроса.  

         Но на первом месте среди заслуг Курилко перед отечественной культурой остается заинтересованная, добросовестная передача знаний следующим поколениям, отличавшаяся мудростью и энтузиазмом хранителя профессионального мастерства. Этой деятельностью он занимался с 1914 года. Поэтому его вклад в отечественное искусство в полной мере можно назвать культурообразующим. Показательно, что эта выставка происходит в выставочном зале Союза художников России, принявшего на себя инициативу по Возвращению Мастера. 

 

П.Л. Баранов, искусствовед, куратор

Член Союза Художников РФ,

Московского Союза Художников,

ассоциации искусствоведов