Искушение святого Антония.

Приглашаем вас на открытие выставки "Искушение святого Антония".
Открытие состоится 14 апреля в 19.00

Ева Аракчеева, София Асташова, Александр Баталов, Ольга Бутеноп, Юлия Вергазова, Александр Голынский, Вячеслав Ерещук, Елисавета Жилкина, Кирилл Жилкин, Катя Исаева, Антон Костецкий, Михаил Левиус, Элина Мухина, Гурген Петросян, Сергей Пожильцов, Кирилл Рахматуллин, Марина Рахматуллина, Алексей Румянцев, Марина Руденко, Елена Сахарная, Павел Соловьев, Марина Фоменко.

Куратор Кирилл Жилкин.

Для христианства, долгое время бывшего доминирующим мировоззрением в Европе и, несомненно, являющегося одним из столпов современной нам цивилизации, сюжет искушения святого Антония является одним из ключевых. Это объясняет огромное количество интерпретаций и памятников изобразительного искусства, посвященных ему - от средневековых миниатюр до созданных уже совсем в другую эпоху полотен Макса Эрнста и Сальвадора Дали.
В канонической трактовке борьба с искушением есть непреложный путь к Спасению, и настойчивость воспроизведения этого сюжета говорит о необходимости вступить в эту схватку каждому верующему христианину. И Антоний, естественно, был не первым, а прошел путем Христа.

«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения», Святой Антоний Великий.

При этом воображение и изобретательность авторов прошлого в изображении искушающих и мучающих Антония демонов поражает. И обращение опиравшегося на психоанализ сюрреализма к этому визуальному массиву данных не случайно: подавляемое подсознание и темные стороны человеческой души находили зримое воплощение в затейливых и пугающих изображениях.

С другой стороны, является ли еще в наше время постхристианства и культуры игры искушение объективной нравственной категорией, есть ли еще что-то, что, соблазняя индивида или общество в целом, может предстать в образе абсолютного зла? Власть, деньги, технологии? Уже в 20 веке Эрих Фромм сравнивал состояние современного ему общества с примитивными тотемными верованиями первобытных людей, говоря о том, что мы поклоняемся Успеху, как когда-то поклонялись Медведю или Ягуару. Так может демон успеха является нам в кошмарах, побуждая творить зло?
Искушение как стадия соблазна, о котором Бодрийяр писал так:
“Соблазн никогда не вписывается в природный или энергетический строй — он всегда относится к строю искусственности, строю знака и ритуала. Соблазн — это всегда соблазн зла. Или мира. Мирской искус".
Заслуживает внимания хоть и не обусловленная общими корнями, но очевидная слуху связь в русском языке слов "искусство" и "искушение". Так пора ли нам окончательно забыть сам этот термин и обрамляющую его этическую полемику, или он все еще актуален?

Выставка состоится в галерее "Полиграфический цех"
Улица Совхозная д.2