Биографическая справка
участника
конкурса по созданию барельефа
для фасада
тракторного завода Ростсельмаш
Фамилия, Имя, Отчество: Плеханов Александр
Александрович
Дата рождения: 21.11.1982
Место рождения: г. Омск.
Адрес регистрации: г. Москва.
№ телефона: +7 905 500 01 29
Образование:
2000-2003 Омский
государственный педагогический университет, художественно-графический
факультет;
2003-2009 Российская
академия живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова, факультет скульптуры.
С 2009 года
член Союза художников.
С 2012
преподаватель Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки (г. Москва).
Участник
российских и международных выставок и симпозиумов по скульптуре.
Пояснительная записка
к эскизу барельефа для фасада тракторного завода Ростсельмаш скульптора «Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки»
Плеханова Александра Александровича
Вариант 1
Предлагаемый вариант представляет собой классический в основе рельеф с ясным пластическим и композиционным решением. В основе композиции – движение фигур и развитие слева-направо.
В левом углу 2 фигуры – образ инженера-строителя и финансового управленца, без их союза и слаженных действий трудно представить себе создание нового предприятия.
В центре фигура рабочего-строителя с металлической балкой на плече. Его образ решителен в своем движении вперед, фигура мощная он способен вынести на своих плечах всю тяжесть создания нового завода.
За ним фигура женщины-крестьянки, как собирательный образ сельского хозяйства, плодородия и красоты труда. В своем движении минутного отдыха она как бы оглядывается на группу руководителей с надеждой и верой в их правильные решения.
Следующая группа, справа от центральной фигуры, это уже рабочие завода. Их двое и совместными усилиями они приводят в движение шестеренку – символ любого механизма, благодаря ему, действие от одной детали передается далее, все начинает крутиться и работать. Их торсы обнажены, движения красивы и энергичны, зритель видит напряжение каждого мускула..
Все фигуры левой, большой части композиции, это люди труда, созидатели. Их ,соответственно, много, их связь проста, движения слаженны и логичны. В этом их сила и неизбежное превосходство.
В правом углу рельефа группа тех, кто пытается мешать созидателям. Эта группа меньше, но ее эмоциональное и пластическое наполнение так же интересно. Здесь и фигура споткнувшегося и упавшего чиновника с портфелем – символ коррупционера и взяточника, пытавшегося помешать всем достойным начинаниям. За ним фигуры торгашей и иностранных коммерсантов, обиженных и обозленных на наше поднимающиеся сельское хозяйство и промышленность. Они вынуждены бежать из нашей страны после неудачи их лоббистов. И, наконец, в правом углу, фигура – символ международной финансовой олигархии, которая стоит за продажными чиновниками, и за бандитами, и за лоббистами импорта всего иностранного – от продуктов питания до техники. Но эта группа повержена, их деятельность не имеет смысла в нашей стране. И как символ этого – вся группа загнана в угол, в прямом смысле- в композиции рельефа, и в иносказательном – чему подтверждением и является строительство нового завода.
Все фигуры рельефа предполагается выполнить из современного, но проверенного материала – акрилового гипса. Он позволяет изготовить декоративные элементы фасада любой сложности. Его технические характеристики идеально подходят для фасадных работ- отсутствие агдезии, прочность и легкость конечных деталей, отсутствие усадок и деформаций, легкость монтажа и дальнейшей эксплуатации. В процессе изготовления отливки армируются стекловолокном, микрофиброй и стеклоарматурой, что исключает появления ржавчины и коррозии в элементах конструкции.
Эта технология неоднократно проверена мной на проектах для фасадов и скульптур размещенных под открытым небом. Многолетняя эксплуатация не вызывает никаких нареканий.
Фон за фигурами также информативен – это бескрайние поля нашей Родины и сборочные цеха нового завода с читаемым силуэтом новой продукции – трактора.
Фон рельефа выполнен из камня в технике флорентийской мозаики, его тона сдержаны и лаконичны, они не отвлекают от основного действия, но служат достаточным дополнением и смысловой нагрузкой рельефа.
Пояснительная записка
к эскизу барельефа для фасада тракторного завода Ростсельмаш скульптора «Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки»
Плеханова Александра Александровича
Вариант 2
Данный вариант композиционного решения более динамичен и несет в себе энергетику и силу советского плаката с его ясными образами и графикой силуэтов.
В центре композиции – группа из 4-х фигур, в порывистом движении стремящихся на зрителя. Это созидающий образ труда, в них сила и опора завода, и, следовательно, всего сельского хозяйства страны.
Главная фигура – рабочий. Одной рукой он поднимает балку цеха (символ того, что все в руках рабочего, а они всё выдержат), другая рук решительным жестом приветствует зрителя. Мы видим в этой поднятой руке символ победы над всеми сложностями. За ним справа, фигура женщины – крестьянка. Это традиционный образ русской труженицы, матери-земли, кормилицы. В ее руках сноп ржи – символ плодородия и изобилия. Она так же решительно выступает вперед, символизирует подъем сельского хозяйства.
Слева от центральной фигуры – собирательный образ инженера – строителя и управленца. Его шаг вперед тверд , намерения ясны и практичны. Он несет с собой множество проектов и мы понимаем, что образ с таким порывом их осуществит. За ним еще одна фигура. Это строитель с лопатой на плече. Он изображен в минуту отдыха перед началом осуществления новых проектов.
В композиции присутствуют не только образы созидателей. Здесь есть и силы им противостоящие. В пластическом их решении так же плакатность. Они решены плоскими силуэтами. В этих силуэтах легко можно угадать и чиновника, в порыве бессилия противостоять строителям и лентяи с опущенными руками, развалившихся в вечном отдыхе. За ними силуэты разбегающихся торгашей и спекулянтов, не способных что-то произвести, поэтому умывающих руки.
Таких силуэтов в рельефе много, каждый из них оторван от плоскости, что с одной стороны, предаст им невесомость, но с другой стороны создает многочисленные тени, как бы вторящие этим силуэтам и умножающем их число в итоге создается образ некой эфемерной массы движущихся, не стройный фигур, которые несмотря на их количество, не способны помешать созидателям делать свое правое дело.
Все действие рельефа происходит на фоне сборочного цеха завода. Его формы, балки и стропила вносят дополнительную динамику в композицию, несут в себе конструктив завода и его основу.
Изготовление рельефа также планируется из акрилового гипса светло-серого оттенка. Это придает рельефу естественность камня, вместе с тем создает материальный контраст фасада здания, выгодно выделяя его от плоскости из стекла и металла.
Такое же художественное решение можно получить путем изготовления рельефа из бетона (архитектурный бетон), но бетон несколько сложнее в производстве и монтаже, да и конечно, масса рельефа из него в разы превышает массу из пластикрита.