АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВЖЕЛВАКОВ ВЯЧЕСЛАВ ЮРЬЕВИЧ - Руководитель авторского коллективаВОЛКОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ - участник авторского коллективаГОНКОВ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - участник авторского коллективаЖЕЛВАКОВ ВЯЧЕСЛАВ ЮРЬЕВИЧ Народный художник России ( 2007 г. )Академик Российской академии художеств ( с 2006 г. )24.10.1956 г.Родился - г. Яранске Кировской области. Проживает - г. Москва. Тел +7 915-144-94-14 Окончил МГАХИ им. В. И.
Сурикова в 1982 г. Затем творческие мастерские Академии художеств СССР с 1984
по 1988 гг.С 1988 по 2021 г. - художник
Студии им. В. В. Верещагина МВД РФ С 1991 года по настоящее время профессор
кафедры скульптуры, Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. С 2011 г. По настоящее время, профессор кафедры
живописи, рисунка, композиции и изящных искусств Академии акварели Сергея
Андрияки. С 2021 года - директор
специализированной школы акварели Сергея Андрияки. Народный художник России (
2007 г. ).Академик Российской академии
художеств ( с 2006 г. ) Награжден правительственными,
ведомственными и общественными орденами, медалями и знаками отличия. Почетный
железнодорожник России (2017 г. ).Трижды Лауреат премии МВД РФ в
области искусства.
Ученики - победители многих
российских конкурсов.ГОНКОВ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ 29.03. 1958 г.Родился и проживает - г. Москва Тел. +7 926-271-14-44 График, живописец,
иллюстратор, педагог. Член МОСХа. Член отделения «Московский эстамп» Ассоциации
художников графических искусств.С 1969 по 1976 гг. учился в
МСХIII при МГХИ им.В.И.Сурикова.С 1976 по 1982 гг. – на
факультете графики МГХИ им В.И.Сурикова, окончил мастерскую книги
Б.А.Дехтерева, дипломная работа – цикл иллюстраций к роману М.А. Булгакова
«Белая гвардия». С 1982 по 1984 гг. – аспирантура института по специальности
«графика и композиция», диплом – иллюстрации и оформление пьесы М.А.Булгакова
«Бег».Работал по заказу Академии
СССР, оформил более пятидесяти изданий, историко-картографические атласы
«Санкт-Петербург на рубеже веков», «Смоленск и губерня, время и люди», альбом
«Душа Москвы»; работал на телеканале
«Глас» и в крупных издательских проектах. С 2004 – 2012 преподавал в МГУ им
М.В.Ломоносова на факультете журналистики историю изобразительного искусства,
фотографию в рекламе и визуализацию идеию С 2017 года преподает книжную графику
в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияаки.С 1980 года участник выставок.
Персональные выставки проходили в Союзе писателей России, Международном
Художественном фонде, Московском Союзе художников, выставочных залах Москвы и
Подмосковья и российских регионов.
Произведения представлены в
Музее-квартире А.М.Горького в Москве, Государственном музее героической обороны
и освобождения Севастополя, Смоленском гуманитарном университете.ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЗаслуженный художник Российской Федерации22.12.1971 г.Проживает г. МоскваТел +7 926-539-05-69Окончил Московскую среднюю
художественную школу при Московском государственном художественном институте
имени В.И.Сурикова и Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества
(мастерская пейзажной живописи под руководством профессора А.С.Трофимова).
Участвовал в росписи центрального иконостаса Храма Христа Спасителя в Москве.Работал преподавателем
живописи, рисунка и композиции в Колледже при Центре реабилитации для инвалидов
и в Педагогическом Университете имени Н.К. Крупской на кафедре
изобразительного искусства.Член Международной Федерации
художников, профессионально-творческого Союза художников России, член
Мытищинской Ассоциации художников.Александр Волков работает в
технике живописи маслом, многослойной акварели, занимается росписью интерьеров.С 1999 года Александр Волков
художник-педагог Школы акварели Сергея Андрияки. С 2012 года – доцент Академии
акварели и изящных искусств. Александр Волков – участник международных,
межреспубликанских, региональных и московских выставок, провел ряд персональных
выставок.
Работы Александра Волкова
находятся в музеях России, Москвы, Московской области, а также в частных
собраниях.
Пояснительная записка к эскизу барельефа
для фасада тракторного завода Ростсельмаш
художника, доцента Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Волкова Александра Павловича (участник авторской группы под руководством Желвакова В.Ю.)
Эскиз изображает аллегорию становления и развития известного на всю страну Комбайнового завода «Ростсельмаш».
В центральной части – главная движущая сила и достояние – люди, поднимавшие на своих руках Завод. Это и руководитель в каске, он держит в руках проект нового Завода, рядом с ним инженер объясняет и показывает чертежи, что это за чертежи – смотрящий может додумать сам, но весьма вероятно, это проекты тех станков, с которых выйдет в один прекрасный день новый трактор, так необходимый для возрождающегося после лихолетья гражданской войны, сельского хозяйства.
За спинами представителей центральной группы – колесо, мощное, больше человеческого роста, оно олицетворяет движение вперед, в светлое будущее.
На заднем плане видна целая вереница тракторов и комбайнов, выходящая с Завода, как результат, итог производственной деятельности.
Слева от руководителя Завода – рабочие, специалисты, неустанно трудящиеся на благо Родины. И здесь, на переднем плане, строитель, закладывающий камень в основание фундамента легендарного предприятия.
Вся группа людей стоит на рельсах, тех самых рельсах, по которым и по сей день вывозится в разные уголки земного шара с Завода собранная на нем техника. По этим же самым рельсам в суровые военные годы шла эвакуация Завода в Среднюю Азию, подальше от линии фронта.
В левом нижнем углу – угадываются фигуры вредителей и врагов, тех недостойных, кто в разное время мешал и препятствовал трудовой деятельности Завода. Они показаны дезорганизованными и раздавленными, рабочие словно закапывают их, чтобы и памяти о них не осталось на этой Земле.
Пояснительная записка к эскизу барельефа
для фасада тракторного завода Ростсельмаш
художника, члена МСХ
Гонкова Сергея Григорьевича (участник авторской группы по руководством Желвакова В.Ю.)
В оптическом центре эскиза барельефа расположены две главных фигуры композиции. Слева фигура рабочего, справа – инженера-производственника. Обе фигуры запечатлены за крепким рукопожатием, что знаменует и символизирует крепкий союз двух основных составляющих любого производственного цикла – рабочего класса и заводской интеллигенции. Рабочий и инженер оба в строительных касках, что говорит о некой единой униформе представителей двух основных производительных сил. Рабочий, одет в производственную форменную одежду, в кармане его куртки-спецовки гаечный ключи и штангенциркуль, инженер в костюме на который надет рабочий халат, в левом наружном боковом карман которого видна ручка и карандаш. В левой руке инженер держит полу размотанный рулон плотной чертёжной бумаги с планом разработок новых образцов технических изделий завода Ростсельмаш. Элементы рабочей одежды фигур и фрагменты рабочих инструментов дают возможность понять зрителю напряжённый деловой темпоритм, царящий в производственных цехах и помещениях завода. Таким образом, производственный союз, скреплённый дружеским рукопожатием, доносит до зрителя мысль о том, что без этого единения мыслей и чувств будет невозможно «добросовестно трудиться …делать технически совершенные машины и поддерживать в обществе, в себе и в окружающих, созидательный дух» (Из Творческо-Технического Задания конкурса, далее ТТЗ. Из прошлого в будущее в позитивной борьбе на тракторах, стр. 8). На втором плане барельефа, строго в его геометрической середине, между центральными фигурами рабочего и инженера-производственника, располагается сидящая фигура инженера-разработчика. Он самый молодой из центральных фигур барельефа, представляет собой и символизирует мозг компании, её потенциал, вектор движения и творческое будущее. Взгляд юного технократа устремлён на монитор своего компьютера, сама фигура композиционно расположена таким образом, что как бы служит связующим звеном между фигурами центрального первого плана – рабочим и инженером. Таким образом, в центре барельефа, основных фигур становится три: рабочий, инженер производства и инженер – разработчик. Они создают своеобразный эффект троичности, который в духовном, сакральном, смысловом аспектах, имеет многоуровневое и многосложно-символическое звучание и прочтение. А именно: три – древний символ достаточности, который одинаково подходит для измерения любых понятий, например:
прошлое, настоящее, будущее;
начало, середина, конец;
дух, душа, тело;
мысль, воля, дело и т. д.
В левой трети барельефа, сразу за левым плечом центральной фигуры рабочего в строительной каске и спецодежде, расположены три фигуры первых строителей Ростсельмаша, они расположены друг за другом, от первого к последующим планам и в глубину барельефа. Первая фигура, возможно из тех «первых землекопов» (ТТЗ. Начало строительства, стр. 36), прибывших в апреле 1926 года в бескрайние степи на строительство будущего гиганта советской и российской индустрии. Рабочий своим инструментом – лопатой вгрызается в нетронутую почву, которой предстоит стать котлованом под фундамент будущего завода. Все три фигуры первых строителей обнажены до пояса, одеты в форменные военные галифе, на их икрах солдатские обмотки, ступни обуты в красноармейские ботинки. На голове строителя с лопатой кавалерийская будёновка – недавно отгремела Гражданская война, и демобилизованные воины-победители теперь оказались на новом фронте – трудовом, где им предстоит стяжать новые победы – заложить основы могучей индустрии молодой возрождающейся страны. Следующая из фигур первых строителей, расположенная сразу за землекопом в будёновке, фигура рабочего, который набивает металлический обод на новое, только что изготовленное колесо для телеги. Несколько слов необходимо сказать об этом колесе, их немало на эскизе, о них подробней будет рассказано ниже, сейчас об этом деревянно-тележном. Образ колеса в пространстве, от древней колесницы до автомобиля на колёсах – знак динамизации жизни, один из символов современной цивилизации. В левой стороне барельефа, назовём её условно «исторической» колесо пока имеет почти раритетный, архаический вид. В правой стороне, её столь же условно можно назвать «современной» колесо, или правильнее сказать колёса, приобретают монументальный и почти циклопический облик, эпоха изменилась, изменился завод и техника, которую он выпускает. Рабочий (набивающий обод), также как и его товарищ аскетичен, худощав и мускулист (время, в те двадцатые годы, было ещё весьма голодным и могучие торсы на протеиновом питании появятся значительно позднее). Голова его наголо обрита, что лишь подчёркивает суровый минимализм эпохи, самоотречение и решимость строителей довести взятое на себя дело до конца. Третья фигура принадлежит кузнецу-молотобойцу – знаковой и символической фигуры тех героических лет (фигуры рабочего с молотом украшали многочисленные плакаты, были широко представлены в скульптурах, даже расположились на монетах эпохи – знаменитые серебряные полтинники, илл. 1).
Илл. 1 Серебряный полтинник
с изображением рабочего-молотобойца
РСФСР. 1924
Обнажённые до пояса мускулистые торсы первых строителей призваны дать понятие о напряжённости борьбы за выполнение жизненно необходимой для страны задачи – создании тяжёлой индустрии, оборонительного щита молодого государства от его внешних и внутренних врагов. Кроме этого, сама структура напружиненной борющейся человеческой плоти привносит явную аллюзивную связь и историческую параллель со схожими сценами борьбы в произведениях наших великолепных предшественников – скульпторов, создателей Пергамского алтаря, а также в горельефе русского скульптора Сергея Григорьевича Королькова «Вандея», украшающего здание фасада драматического театра им. М. Горького в Ростове на Дону. Тема борьбы (ТТЗ. Творческий конкурс эскизов барельефа для фасада тракторного завода Ростсельмаш, стр. 3: «В основу сюжета барельефа должна быть заложена тема борьбы созидателей с антагонистами за развитие промышленности в России, за существование завода».
Далее левую сторону барельефа замыкают две фигуры тех, против кого ведётся напряжённая созидательная борьба, это противники индустриализации те, кто постоянно твердит: у вас ничего не получится, вы – нищие, вы – варвары, вы – бескультурные. Передоверьте это дело нам... Это про них писал Владимир Маяковский:
Очень
много
разных мерзавцев
ходят
по нашей земле
и вокруг.
Нету
им
не числа,
не клички,
целая
лента типов
тянется
кулаки
и валютчики
подхалимы,
сектанты,
и пьяницы, -
ходят,
гордо
выпятив груди,
в ручках сплошь
и в значках нагрудных.
Мы их
всех,
конечно, скрутим,
но всех скрутить
ужасно трудно.
Разговор с товарищем Лениным
Первая из двух фигур слева, назовём их для краткости антагонистами (так как они обозначены в ТТЗ., стр. 3) представитель международного спекулятивного банковского капитала – он удобно расположился в глубоком кресле, знакомится и сверяет данные в колонках цифровых значений биржевых котировок. Этот персонаж находится явно не в официальной обстановке, он без пиджака, в брюках на подтяжках и сорочке, в правой его руке – сигара, успевшая стать одним из символов Западного, точнее – американского капитализма. В левой руке персонажа газета с биржевыми новостями. Господин в кресле имеет отнюдь не худощавое телосложение, его голова полу повёрнута к рабочему, набивающему обод на тележное колесо, которым рабочий как-бы вторгается в благополучный и «элитарный» мир биржевых воротил и международных валютных дельцов. Антагонист раздражён и возмущён, как смеют теснить своими примитивными колёсами его, в его собственной цитадели буржуазного миропорядка, месте тотального торжества философии накопления? Он даже соорудил нечто подобное миниатюрной крепостной стене из плотно подогнанных один к другому и туго набитых пачками денег, мешков. Сверхнадёжной, по мнению автора-исполнителя, защиты от любых превратностей судьбы. Но легко бывший красноармеец своим неудержимо катящимся колесом, ставит под сомнение прочность и незыблемость этого мирка, созданного стараниями творцов виртуальных денег. За фигурой «специалиста» по игре с цифрами биржевых котировок в кресле, расположился второй из лагеря антагонистов – он стоит и своей позой и жестом обращён к фигурам бывших красноармейцев, особенно к фигуре молотобойца в глубине барельефа. В полувытянутой левой руке, как бы защищаясь от неотвратимых взмахов молота, совершающего свой созидательный труд, он указывает на некие пункты и параграфы, неких запретительных документов. Где написано, что завод этот в этом месте и в этой стране быть построен, не может подобно персонажу известного художественного фильма «Начальник Чукотки» коллежскому регистратору Храмову: «Нету такой власти! И не может её быть…» На это каждый удар молота труженика-созидателя отвечает утверждением: «Есть, будет и может!»
Теперь обратимся к фигурам, расположенным по правую сторону от инженера-производственника с рулоном чертежей в левой руке. Мы видим двух рабочих в строительных касках и спецовках – своеобразной униформе тружеников-творцов XXI века. Здесь суконная будёновка заменилась на пластик защитной строительной каски, выцветший лён солдатских обмоток и галифе преобразился в современную спецодежду с полосами светоотражающей ткани и фирменными надписями обозначающими принадлежность к заводу-гиганту. Фигуры рабочих справа сверху и снизу как бы окаймляют два мощных спаренных колеса новейшего трактора РСМ 2400. Если колесо от телеги в левой, исторической части барельефа повёрнуто строго во фронтальной плоскости и расположено строго горизонтально и параллельно взгляду зрителя. Там движение его влево носит ещё несколько замедленный и величавый характер, то колёса (один из символов динамизации прогресса) в правой, современной части барельефа развёрнуты почти перпендикулярно взгляду зрителя, что ещё больше подчёркивает зрительное напряжение пространства. Если фигура рабочего расположенного несколько вверху и сразу за левым плечом инженера-производственника, занята пусконаладочными работами заводского оборудования, то рабочий находящийся правее и ниже затягивает крепёжные болты на диске колеса новейшего трактора. Причём, именно его избрали объектом своей информационной атаки, двое из современных антагонистов дезинформаторов. Как раз из тех, «кто принимает законы, затрудняющие деятельность созидателей; те, кто считает, что мы ничего производить не должны, всё купим у других стран» (ТТЗ. Кто может выступать антагонистами созидателей? Стр. 12). У чиновников-антагонистов справа тоже своя собственная «униформа» - это хорошо сшитые костюмы, туфли-полуботинки, аккуратные гладкие причёски. В руках у того, который ближе к рабочему, повёрнутому к зрителю спиной, некий документ, из тех, что в народе называют «корочкой». Именно этим удостоверением человек в костюме, с папкой под мышкой пытается смутить и запугать заводчанина, уверенно делающего своё дело и демонстративно отвернувшегося от назойливых угроз не дружественного субъекта. Его напарник – тот, что расположен правее, обладателя грозного удостоверения, также что-то зло выговаривает из-за плеча своего коллеги и потрясает при этом какими-то важными, на свой взгляд, запретительными документами. При взгляде на группы вершащих свой созидательный труд рабочих и противостоящих им жидкие образования антагонистов-вредителей, становится ясно, на чьей стороне правда и сила. Конечно, побеждает рабочий класс в союзе с творчески одарённой технической интеллигенцией.
Фоном для фигур тружеников-созидателей барельефа, служат машины и сельхозорудия, производимые на заводе Ростсельмаш, начиная от его зарождения в 1927 году и кончая самыми современными новейшими изделиями завода. Видов сельхозмашин всего три, в барельефе опять звучит символичная идея всеобъемлющей троичности. Слева – это старинная жатка на конной или механической тяге, далее – знаменитый комбайн СК-5«Нива» и наконец изделие из современной линейки новейших машин – трактор 2000/С2. Они символизируют основные вехи возникновения, становления и развития завода-гиганта.
Глубинным фоном всего барельефа, того, что расположен в его верхней части дальше ряда сельхозмашин, служит символически представленная вспаханная земля со стилизованным рисунком углублённых в почве борозд прочерченных плугом. Они ритмически повторяют рисунок на протекторе огромных колёс современного трактора, что изображены в правой части композиции работы. В нижней части, основанием барельефа служат стилизованные снопы колосьев пшеницы, которые как бы расходятся по двум направлениям справа и слева от центральной части основания –стилизованного букета из колосьев. Он расположен примерно на одной оси с жестом рукопожатия рабочего и инженера-производственника и символизирует утверждение вечного нерушимого союза творцов-созидателей. Использование в качестве своеобразного пьедестала, или если угодно сцены действия - основания из снопов пшеница символически подчёркивает непреложность истины, звучащей в русской пословице: «Хлеб – всему голова!», многократно подтверждённой в русской поэзии, культуре, устном народном фольклоре (известная песня «Хлеб всему голова», музыка В. Захарченко, стихи В. Балангана).
С.Г. Гонков, художник, член МСХ
Пояснительная записка к эскизу барельефа
для фасада тракторного завода Ростсельмаш
Народного художника России, Академика Российской академии художеств
Желвакова Вячеслава Юрьевича
«Борьба созидательных сил с негативными элементами»
В центре композиции «полуобнаженная фигура рабочего 20-30 годов в буденовке, указывающей на недавние события гражданской войны с усилием катящего колесо механизма. Колесо олицетворяет время – вечное движение, созидание. Спицами колеса является крестовина, указывающая на нелегкий, тяжелый «крестный путь». Колесу препятствуют камни и палки, тернистые растения. Фигура рабочего – стройная, поджарая, напоминающая античную фигуру и в то же время носит черты скульптуры 30 годов (Шадр, Мухина).
Правые силы, они же созидатели, находятся в правой части рельефа, поскольку дело их ПРАВОЕ!
В правом нижнем углу – фигура рабочего преклонного возраста (молодые на фронте). Олицетворяют годы ВОВ, когда завод был в эвакуации. Рабочий стоит опершись на одно колено. Ему очень тяжело, но дух его не сломлен. В руке он держит снаряд (Все для фронта – все для победы).
За фигурами первого ряда – фигура рабочего с ломом в руках. Это 40-е начало 50-х. Восстановление завода из руин и пепла – олицетворяет возрождение.
В правом крайнем углу – фигура женщины-хлебороба со стогом пшеницы в руках, олицетворяет плодородие края, женскую красоту и непреклонность, с верой в будущее. В центре группы созидателей фигура современного руководителя завода с моделью нового трактора в руках. В современной каске, спецодежде (на лице – высшее образование).
В левой части рельефа сваленная в кучу группа «недоброжелателей». На передней части фигура тормозящая «Колесо прогресс», одетая в кожаную куртку и спортивные штаны, с коротко остриженной головой – это «лихие 90-е». В левом углу 2 фигуры «Дающий» взятку и «Берущий», за ними «Продажная пресса», и лоббирующая элементы. Фигуры одеты в неопределенную одежду с масками «Джокера» на лицах, что означает их скрытность и безнаказанность. На переднем плане мешки с валютой, для поддержки негативных действий. Весь рельеф на фоне сборочного цеха завода (флорентийская мозаика в сдержанных условных цветах).