Работы участников
Земля несёт в себе знаки. Когда она начинает вам о них рассказывать, лучше прислушаться. Возможно, тогда вы увидите скрытую доселе информацию о значимых вещах, слишком значимых, чтобы их пропустить. Человек есть резонатор окружающих его уникальных систем. От того, как мы работаем с полученной информацией, зависит наше будущее. Триптих "Северный эпос" рассказывает о том, что мы являемся лишь частью огромной системы, мощной и древней. Эта система позволяет нам быть. Несмотря на весь наш человеческий прогресс, мы уязвимы и остаёмся зависимыми от многих факторов. При всём при том, человечество обладает уникальными качествами, которые присуще только homo sapiens. Эти качества великолепны, например, мы можем видеть красоту, верить и мечтать. Мы связаны воедино тонкой ниточкой света с архаичными силами природы. Работа говорит о том, что необходимо пересмотреть неактуальные, отжившие формы поведения и сконструировать новую модель, некий прогрессивный симбиоз, который будет органично смотреться в современном мире.
Смысл скрыт в анаграмме.
Скульптура представляет собой шар из темного скульптурного пластилина, висящий на прозрачной нити лески на светлом фоне (наборный цвет stockholmsvit с фактурой стены). Минимализм исполнения обусловлен условиями, в которых работа создавалась – самоизоляция не предполагает у художника наличия большого числа материалов. Однако, кажущаяся простота компенсируется множественностью трактовок и разделением их на яркие смысловые пласты.
Название работы: «Развенчанный/Debunked». Оно говорит о том, что объект представляет собой что-то лишенное значимости, «короны», «венца». Пол сути, перед наблюдателем предстает сам вирус COVID-19 (Coronaviridae). Но без своей «короны». И он превращается просто в шар. Вирус лишен пепломеров гликопротеина, окружающих вирион. Именно ими он цепляется за поверхности, благодаря им он проникает в клетку. Таким образом, развенчанный вирус уже не опасен и побежден. Скульптура выступает как памятник предстоящей победе над COVID-19, дает однозначную надежду а выход из самоизоляции.
- «Корона» может быть не только у вируса. Но и у всего человечества. Все чаще звучащие шутки о том, что человек как «царь природы» получил новую «вирусную корону» в знак своего статуса. Ситуация с COVID-19 продемонстрировала, насколько вся структура общества, социальных и экономических институтов хрупка перед неизвестными угрозами будущего. И в этом аспекте шар ассоциируется уже не с вирусом, а с его носителем, хозяином, человеком. «Царя природы» лишили его короны.Графически, опираясь но топологию самого объекта – скульптура показывает процесс изоляции (и самоизоляции) во всей ее полноте. Причем наиболее простым способом, приведенным в состояние полной актуализации: условная «единица», объект, лишенный своего окружении. То есть, находящийся в полном вакууме, изолированный от всего внешнего и актуализированный только в самом себе.
Так же объект как результат творчества (и по типу исполнения, и по использованию материалов) напрямую ставит вопрос о статусе и месте художника , творца в изменившемся мире. С одной стороны – черный шар сам по себе является проявлением «самотворчества». Если вокруг нет ничего иного. В условиях самоизоляции художник остается без того «материала», из которого он создает свой мир, посредствам чего он трактует окружение: без новых впечатлений, общения, возможности получать новую информацию и знания. И здесь уже возникает новый вопрос: может ли художник что-то сделать, не опираясь на внешний мир, способен ли он творить, не имея аналогов вещей и форм в окружающей среде, или в условиях изоляции сам творец и акт творения (все равно чего) является самоцелью?
Безусловно, у работы, в силу ее лаконичности, гораздо больше аспектов трактовки, помимо вышеперечисленных.
Слёзы Матери-Земли – это боль всех матерей мира. Войны, голод и плохая экология заставляют нашу планету испытывать боль. В картине, я хотела отразить чувство единства и сопричастности всего человечества. Чужих проблем не бывает. У нас одна общая беда, ведь все мы дети Матери-Земли.
Чем привлекают нас старые сказки? В них сохранились отголоски жизни наших предков, скрытой от нас в глубине веков. Жизнь настолько поменялась за эти тысячелетия, что кажется, будто у нас уже нет ничего общего с существами, охотившимися на бизонов и мамонтов. Однако есть кое-что: сказочные архетипы, крючочки, вытаскивающие из колодцев нашей психики древние, общие для всех людей образы.
У древних народов дети, вступающие во взрослую жизнь, проходили обряды инициации. Практически в каждом таком обряде присутствовала смерть, а проходивший обряд инициации часто подвергался смертельным испытаниям, во время которых в подростке умирает ребёнок и рождается взрослый ответственный человек. Это была чёткая граница, черта, за которой дети становились полноправными членами общества. Современному ребёнку окружающие его взрослые не дают чёткого ответа, как войти в этот сложный, опасный, соблазнительный взрослый мир. Взрослые не умеют и часто боятся говорить с детьми на сложные темы, и экзистенциальные вопросы подростка остаются без ответа. Тем не менее, каждому всё равно приходится пройти через свой «пряничный домик», более или менее успешно определив своё место в окружающей реальности. Мои Гензель и Гретель тоже прошли этот этап пути.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Сара ТисдейлТот факт, что большинство видов, когда-либо живших на Земле, вымерли, приводит некоторых исследователей к предположению, что все виды имеют ограниченный период существования, а следовательно, человеческое вымирание является неизбежным. После исчезновения человеческого вида самые крепкие здания простоят не более 150 лет (многие разрушатся всего за несколько десятилетий без должного ухода), другие постройки будут затоплены, занесены песками или оплетены лианами и другими растениями. Спутники очень быстро сойдут с орбит и упадут на поверхность Земли.
Единственным доказательством существования людей через 10 000 лет после их исчезновения будут самые большие каменные постройки. К примеру, пирамиды, кромлехи, Великая китайская стена и гора Рашмор. Все остальное исчезнет. На возвращение уровня углекислого газа в атмосфере к показателям дочеловеческой эпохи понадобится 100 000 лет. Единственными доказательствами существования человека останутся испущенные в космос электромагнитные волны от земных радио- и телепередач, преодолеющие к тому времени сотни тысяч световых лет, и горстка космических аппаратов в межзвездном пространстве за пределами Солнечной системы.
Около 3 миллионов лет занял путь от австралопитека до человека разумного. Значит, возможно, что через несколько миллионов лет после исчезновения с лица планеты человека разумного возникнет какой-то новый вид, способный создать цивилизацию. К тому времени следов пребывания человечества на Земле не останется вовсе, и будет велика вероятность того, что очередная цивилизация повторит его печальный опыт.
- Наивный символизм
«Затерянный мир» – один из вариантов иллюстрации для обложки к сборнику сказок. Образы и символы, отраженные здесь, нельзя назвать архетипическими, т.к. они исходят не из культурной памяти, а продиктованы художественными произведениями, включенными в книгу. Тем не менее, вместе они формируют достаточно знакомые смыслы.
В центре расположено Древо познания, пронизавшее всё Мироздание, разделившее Мир на прошлое и будущее. Бурный поток, устремленный из левой части в правую – Река времени, несущая воды из прошлого в будущее, способная как уничтожить все на своём пути, так и напитать плодородную почву, в частности землю с Деревом знаний. В раскидистой кроне –Мудрые птицы и ворон ушедшего времени, передает накопленный опыт, сосредоточенно слушающей птице из будущего. Исполин-мамонт, как символ древнего, базового, нерушимого, вроде инстинктов и коллективной памяти – держит бивнями связку ключей, олицетворяющую основные культурные и моральные коды, сложившиеся исторически.
Круглый диск новорожденного мира, выброшенный из воды всемогущей рыбой-демиургом, выражает идею законченности и высшего совершенства. Этот яркий восход у подножия растущего дерева отражает надежду на перерождение, основанное на сохранении и накоплении наследия. Завершающий образ – замок-крепость без дверей и ворот – это символ не открывшегося, не обретенного еще, знания – скрытого и очень ценного. Некой мудрости, до которой нужно не просто дойти, дорасти, «доразвиться», но подобрать верный ключ, заложенный, но оставленный в прошлом.